Целью проекта является, прежде всего, проведение оценки состояния информационных источников и общественных коммуникаций в регионе, формирующих представления потенциальных участников общественного контроля и публичного мониторинга в сфере охраны здоровья.
Итоги проекта: Брошюра
На примере анализа общедоступных информационных ресурсов в Свердловской области планируется сформировать и апробировать алгоритм оценки этих ресурсов для последующего проектирования эффективной региональной системы информирования граждан в сфере охраны здоровья.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 25. 07.2014г № 243-рп и на основании конкурса , проведенного Общероссийской общественной организаций "Лига здоровья нации"
Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вступил в силу совсем недавно.
Целью общественного контроля является создание условий для диалога между властью и гражданским обществом. Он направлен, в первую очередь, на выявление и устранение несовершенств законодательства, обеспечение прав и законных интересов граждан России, защиту от нарушения их конституционных прав.
На примере анализа общедоступных информационных ресурсов в Свердловской области планируется сформировать и апробировать алгоритм оценки этих ресурсов для последующего проектирования эффективной региональной системы информирования граждан в сфере охраны здоровья.
Научный руководитель проекта Франц Ольга Бенционовна, к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления ИГУП УрФУ, руководитель экспертной службы ООО «Центр экономического и правового моделирования «Консультант».
Научный руководитель проекта Ольга Франц считает, что, в сложившихся социально-экономических условиях, опираясь на наработанный опыт, необходимо использовать новые механизмы взаимодействия между населением и органами власти, что будет способствовать повышению результативности общественного контроля в целом. Результаты проекта могут быть использованы для совершенствования как регионального, так и федерального законодательства.
ИТОГИ ПРОЕКТА
Результаты 1-го этапа исследования в рамках проекта «Информационные ресурсы региона как условие результативности общественного контроля и публичного мониторинга в сфере охраны здоровья населения»
В рамках федерального гранта, предоставленного Свердловскому диабетическому обществу инвалидов для исполнения проекта «Информационные ресурсы региона как условие результативности общественного контроля и публичного мониторинга в сфере охраны здоровья населения», проведен 1-й этап исследований.
Исследование проведено группой экспертов Центра экономического и правового моделирования «Консультант» (ЦЭПМ) под руководством кандидата экономических наук, руководителя ЦЭПМ, доцента кафедры государственного и муниципального управления УрФУ Франц О.Б.
Основной задачей, которая решалась на данном этапе, стала выработка методологии для создания алгоритма оценки тех общедоступных информационных источников и общественных коммуникаций в регионе, которые формируют представления населения
- о процессах, происходящих в сфере охраны здоровья на региональном уровне;
- о возможностях осуществления общественного контроля и публичного мониторинга в сфере охраны здоровья населения.
Для решения этой задачи использован метод структурно-функционального анализа, обеспечившего структурирование общедоступного информационного пространства по ряду критериев и признаков.
В числе базовых признаков, позволивших определить существенные взаимосвязи в общедоступном информационном пространстве, использовались такие признаки как назначение информирования в публичном пространстве (целеполагание), субъекты информационного воздействия, предметная область воздействия, средства информирования, потенциальные пользователи (потребители) информации.
В процессе структурирования общедоступного информационного пространства по этим признакам были выработаны критерии оценки информационных источников в сфере охраны здоровья населения. Отправными точками при определении содержания критериев оценки стали следующие постулаты:
- информирование в публичном пространстве – это средство целенаправленного воздействия на процессы и результаты жизнедеятельности различных социальных групп населения;
- критерии отражают текущие возможности и ограничения населения по восприятию или потреблению, а также долгосрочныеприоритетыформирования общественного здоровьяс учетом социально-экономических факторов, формирующих основное системное противоречие в сфере охраны здоровья населения на региональном уровне.
В качестве значимых критериев оценки сформулированы следующие:
1) доступность информации по вопросам охраны здоровья населения, в том числе, системность – свойство информации, позволяющее неквалифицированному пользователю обеспечить нахождение необходимой ему информации; неквалифицированным пользователем в рамках исследования считается пользователь, не имеющий специальных знаний и опыта деятельности в сфере публичного управления, информационных технологий, медицинского обслуживания;
емкость – наличие (отсутствие) механизма тематического накопления или поиска информации по факторам, воздействующим на состояние общественного здоровья (социальных групп);
адресность – свойство информации, характеризующее ориентацию информационного потока по вопросам охраны здоровья на учет объективных особенностей жизнедеятельности отдельных социальных групп;
воспринимаемость – свойство информации, характеризующее степень соответствия субъективного образа, формируемого у пользователя за счет информационного сигнала, той цели информирования, для достижения которой создан информационный сигнал;
2) достоверность информации по вопросам охраны здоровья населения, включающая, в том числе, объективность – характеристика информации, выражающая степень ее соответствия реальной действительности;
полнота – свойство информации, позволяющее пользователю принимать конкретные решения (осуществлять конкретные действия) непосредственно после ознакомления с информацией, без дополнительных поисков сопутствующей информации в других информационных источниках;
3) актуальность информации – характеристика информации, выражающая степень соответствия прямых и обратных информационных потоков, фиксируемых информационным источником по вопросам охраны здоровья населения.
Выработанные критерии оценки информационных источников были апробированы и уточнены в ходе анализа 30 информационных источников, существенным образом воздействующих на публичное пространство в регионе. Для анализа выбраны общедоступные информационные потоки, формируемые
- непосредственными участниками деятельности в сфере охраны здоровья населения (органы власти, медицинские и страховые организации и т.д.);
- субъектами деятельности, обеспечивающими интерпретацию указанной выше деятельности – ее оснований, процессов и результатов (СМИ, общественные организации, неструктурированное интернет-сообщество).
В результате анализа сделаны предварительные выводы о состоянии информирования населения в сфере охраны здоровья, которые будут детализированы в результате реализации следующих мероприятий проекта. Но уже на данном этапе реализации проекта можно обратить внимание на некоторые из них:
1) целенаправленное информационное воздействие на формирование продуктивных моделей жизнедеятельности населения в сфере охраны здоровья населения отсутствует;
2) применяемое сегодня информационное сопровождение деятельности в сфере охраны здоровья населения и информирование по вопросам охраны здоровья населения рассчитано на активного квалифицированного пользователя;
3) наиболее проблемными характеристиками информационного воздействия являются адресность, полнота и актуальность информационных ресурсов;
4) наибольшим потенциалом информационного воздействия, оцениваемым по совокупности показателей, обладает сайт «ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая больница № 1» (http://www.okb1.ru/);
5) требуется формирование общедоступной верифицированной базы данных по вопросам охраны здоровья населения (по аналогии с правовой системой «Консультант-плюс»).
Следующим этапом исследования станет систематизация существенных факторов, воздействующих на состояние общественного здоровья в регионе с учетом объективных особенностей региона (социально-экономических, административно-управленческих и т.д.). Задачей этого этапа исследования станет выявление факторов, определяющих состояние различных аспектов общественного здоровья – физического, психического, нравственного.
Франц О.Б., научный руководитель проекта
12 апреля 2015 г.
В Свердловской области создана рабочая группа по разработке проекта закона об отдельных вопросах организации и осуществления общественного контроля на территории Свердловской области.
Такое распоряжение было принято Законодательным Собранием Свердловской области в начале июля 2015 года.
В состав группы по разработке нового закона вошли представители законодательной и исполнительной власти, члены Общественной палаты, известные эксперты и ученые. Рабочую группу возглавит Л.В. Бабушкина, председатель Законодательного Собрания Свердловской области.
Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вступил в силу совсем недавно. Целью общественного контроля является создание условий для диалога между властью и гражданским обществом. Он направлен, в первую очередь, на выявление и устранение несовершенств законодательства, обеспечение прав и законных интересов граждан России, защиту от нарушения их конституционных прав.
В составе рабочей группы примет участие в работе над проектом закона Франц Ольга, научный руководитель проекта «Информационные ресурсы региона как условие результативности общественного контроля и публичного мониторинга в сфере охраны здоровья населения», который реализует на территории области Свердловское диабетическое общество инвалидов с февраля 2015 года.
Выявление отношения различных групп населения к возможностям и необходимости самореализации в качестве субъектов общественного контроля и публичного мониторинга в сфере охраны здоровья.
Участие населения в общественном контроле и публичном мониторинге является новацией для системы охраны здоровья, поэтому наиболее адекватным способом выявления отношения различных групп населения к возможностям и необходимости их самореализации в качестве субъектов общественного контроля является стратегия качественного социологического исследования. В качестве метода исследования выбрано групповое интервью, рекрутинг информантов осуществлялся с помощью метода «снежного кома» для отбора людей из определенных кластеров.
Учитывая структуру заболеваемости в Свердловской области, отраженную в официальных отчетных документах министерства здравоохранения Свердловской области, в качестве тематического объекта групповой дискуссии рассматривалось не массовое и типичное заболевание, а менее распространенное, потенциально вызывающие затруднения у обычного человека, особенно в плане информации. К такому типу относятся заболевания эндокринной системы (около 3% в структуре заболеваний), в качестве частного примера был рассмотрен сахарный диабет.
Для исследования было сформировано 4 группы информантов исходя из особенностей профессиональной деятельности, коммуникационных каналов и мотивации к здоровому образу жизни, условно называемые «Диабетики», «Учителя», «Рабочие», «Спортсмены». Группы систематизированы на основе двух основных факторов, влияющих на здоровый образ жизни – личная мотивация к ЗОЖ, внешние факторы, стимулирующие ЗОЖ.
Так, для группы «Диабетики» ориентация на ЗОЖ является жизненно необходимым фактором выживания, а болезнь – жестким внешним катализатором такого поведения. В данную группу рекрутировались информанты, больные сахарным диабетом или родственники больных сахарным диабетом через каналы диабетического общества. Для работников сферы образования «Учителя» очевидны внешние рамки в виде регулярных проверок состояния здоровья персонала, санитарно-эпидемиологического контроля и т.д. Данная группа формировалась через коммуникационные каналы образовательных учреждений. Группа «Спортсмены» уже имеют установку на ЗОЖ и занятия спортом, при этом не имеют столь жестких ограничителей в виде внешнего контроля. Информанты данной группы собиралась через коммуникационные каналы спортивной организации. Последняя группа – «Рабочие», – формировалась из числа работников торговых предприятий. Представители данной группы изначально не имеют ни внешнего контроля, жесткого внешнего фактора, определяющего образ жизни, ни особенной мотивации к ведению здорового образа жизни.
В каждой из групп выявлены особенности представлений 1) об общественном контроле в сфере охраны здоровья; 2) о здоровье и типичном поведении представителей группы в сфере охраны здоровья; 3) о внутригрупповых индикаторах оценки качества медицинских услуг и охраны здоровья населения.
На основе выявленных общих и особенных групповых представлений можно формировать обоснованную гипотезу о признаках оптимальной системы информирования в сфере охраны здоровья – с учетом особенностей мотивации, внутренних и внешних коммуникационных связей, способов отношения к собственному здоровью и сфере здравоохранения.
1. Отношение к необходимости и возможности участия в общественном контроле группы «Диабетики».
1.1 Представления об общественном контроле в сфере охраны здоровья. Общие представления о контроле в сфере охраны здоровья в данной группе представлены в виде двух основных элементов – контроль со стороны системы здравоохранения за состоянием здоровья населения, что представляется в описании диспансеризации как способа контроля; контроль внутри системы здравоохранения за качеством медицинского обслуживания, реализуемый государственными органами, в частности министерством здравоохранения Свердловской области.
Общественный контроль в перечень элементов не входит. Совокупные представления о контроле в сфере охраны здоровья достаточно размыты. Однозначной позиции о периодичности контроля в сфере охраны здоровья в представлениях информантов нет. Только в отношении диспансеризации как инструмента мониторинга за состоянием здоровья населения, у информантов сложилось устойчивое представление о том, что она осуществляется с определенной периодичностью раз в три года.
Общественный контроль представляется информантам как форма организации на платной основе, осуществляющая контроль качества. Либо это какая-то инициативная группа, созданная работниками предприятия на подобии профсоюзной организации, либо группа, определенная руководством с назначенным финансированием. У пожилых информантов, людей пенсионного возраста сохранились воспоминания о формах общественного контроля в СССР. Состояние общественного контроля в современной России практически неизвестно и чаще сводится к представлениям о частных инициативах и жалобах граждан в контролирующие инстанции «кто-то сходил, пожаловался и лучше стало».
Говоря об источниках информации об охране здоровья, в первую очередь, информанты отмечают специализированные издания и мероприятия, организуемые диабетическим обществом. Общий перечень информационных источников выглядит следующим образом – 1) брошюры, издания диабетического общества; 2) брошюры и памятки, выдаваемые эндокринологом; 3) конференции, семинары, в т.ч., диабетического общества; 4) Областная газета; 5) телепередачи; 6) радиопередачи; 7) интернет; 8) личное общение со специалистом; 9) «Сарафанное радио».
Из всего перечня информационных каналов информанты более всего доверяют профессиональным суждениям специалистов, высказанным лично «лучше всего с глазу на глаз», «вообще надо иметь своего врача», поэтому к числу наиболее эффективных каналов распространения информации могут быть отнесены – 1) консультация врача; 2) школы, семинары с выступлением специалистов. Вызывающие меньше доверия, но используемые информационные каналы – это телепередачи и интернет-источники, однако для пожилых людей раздражающим и пугающим выступает обилие рекламы «все время забили и все обманывают», «рекламы слишком много». Можно предположить, что для пожилого человека такое обилие информации выступает элементом, дестабилизирующим представления и привычные модели поведения.
Информанты данной группы имеют достаточно активную гражданскую позицию и положительный опыт обращения в официальные инстанции с официальными запросами и жалобами. Так, в обсуждениях было описано три случая личного обращения в органы власти за помощью, ответы были получены, проблемы решены.
В группе отмечается положительное отношение к возможности создания единой информационно-справочной системы об охране здоровья в Свердловской области, в частности приводится пример информационной брошюры про соответствие эффекта препаратов и их ценовой группы (сравнение импортные – отечественные). Отдельный вопрос поднимается о поиске соответствующего специалиста, в частности информант поднимает проблему с такой формулировкой: «Мне врач говорит - я не его больная, а чья я тогда? А откуда мне узнать к какому врачу-то, куда мне идти?».
Положительно воспринимается и идея общественной организации, осуществляющей общественный контроль, отчасти потому что информанты имеют опыт обращения в контрольные организации с положительным ответом. Также информанты вспоминают свой опыт работы волонтерами, членства в муниципальных органах, при котором работа осуществлялась либо за минимальную плату, либо за дополнительные бонусы на рабочем месте (льготы, дополнительные дни к отпуску). Однако при этом отмечается необходимость оплаты труда работников данной организации в современных условиях. Основная задача, которая может стоять перед такой организацией, – снижение времени ожидания при консультациях у терапевта, т.к. для пациента время ожидания приема может составить несколько часов, а нагрузка на отдельного врача – терапевта в медицинском учреждении уже сейчас слишком высока «…очереди, например, к терапевту попасть – на 2 часа талон, а попадешь в 6, а терапевт не виноват, они тоже бедные, врачи».
1.2 Представления о здоровье и модель поведения. Представления о здоровье в данной группе представлены двумя позициями: 1) здоровье – это комплексная характеристика, включающая физическое, психологическое состояние, социальное окружение «…Здоровье это состояние тела, души…», «Ничего не болит и еще обстановка около тебя...»; 2) здоровье – это состояние отсутствия болезней «Я чуть более прагматичен, здоровье – это отсутствие болезни, полноценное функционирование».
Представление о здоровье у информантов в данной группе сложились в детском и подростковом возрасте, основной фактор, повлиявший на формирование таких представлений, это заболевание близких или собственное заболевание. Учитывая личный опыт, информанты отмечают необходимость донесения информации о здоровье со школьного возраста. В качестве одного из вариантов высказывается идея введения в школе специальных занятий по здоровому образу жизни и открытие специальных образовательных учреждений для детей больных сахарным диабетом.
В данной группе сложилось две основные модели поведения при плохом самочувствии, учитывая, что это достаточно осведомленные о своем состоянии здоровья граждане: 1) при недомогании сразу же обратиться к врачу; 2) при известных симптомах своего хронического заболевания принять необходимые меры, при необычном состоянии – обратиться к врачу. Для информантов данной группы мнение врача является чрезвычайно значимым, однако при возникновении сомнений в качестве консультации или лечения информанты склонны обратиться к специалисту по неформальным контактам или при отсутствии такового к другому специалисту в данной области для сравнения.
Отношение информантов к здоровью достаточно внимательное, поэтому рекомендации врачей стараются соблюдать, но отмечают, что не всегда это получается. Аналогично обстоит и дело с профилактикой заболеваний. Меры профилактики известных, «своих» заболеваний информанты стараются соблюдать.
Идеальную систему контроля качества в сфере охраны здоровья информанты видят в оценках каждого отдельного человека, получающего медицинские услуги, через систему мониторинга. «Это оценка каждого отдельного человека».
1.3 Индикаторы оценивания качества медицинских услуг и охраны здоровья населением. Поскольку группа информантов специфична, то и информированность о тематическом объекте интервью – сахарном диабете – достаточно высока, т.к. обусловлена личным опытом. В основном информация о сахарном диабете была получена информантами от врачей, либо при личном диагнозе, либо при диагнозе близкому родственнику.
В качестве признаков сахарного диабета информанты выделяют ряд типичных: жажда, частое мочеиспускание, слабость. К более частным признакам относят резкое похудание у больных 1 типом, полнота у больных 2 типом. Также отмечают, что у детей есть нетипичное проявление – разговаривают часто во сне. Кроме того упоминают основное требование для диабетика – носить в легко доступном месте карточку, паспорт диабетика на случай потери сознания в общественном месте.
Информацию о способах лечения, препаратах информанты получают от врачей и полностью доверяют этой информации. Основные опасения и риски связаны с периодическими трудностями получения инсулина, которые могут увеличиться вследствие расширения санкций, так как качество отечественного инсулина оценивается как низкое, а дети сегодня получают импортный инсулин, и многие пациенты – инсулинозависимые.
Качество работы эндокринологов оценивается информантами очень высоко, но отмечается серьезная нехватка специалистов. Говоря о критериях качества медицинского обслуживания, информанты на первое место ставят профессиональную компетентность врача. В качестве главного индикатора качества медицинской помощи выступает направление на анализы и комплексное обследование, на втором месте – личное отношение врача, умение расположить к себе пациента.
Отношение к необходимости и возможности участия в общественном контроле группы «Учителя».
2.1 Представления об общественном контроле в сфере охраны здоровья. Информанты в данной группе отмечают две основные контролирующие инстанции – Роспотребнадзор и Министерство здравоохранения. При этом в структуре здравоохранения выделяется контроль на уровне учреждения и на уровне отрасли. Сама технология контроля остается неясной. На уровне предположения одним из информантов отмечена модель контроля по средствам статистической отчетности.
Несмотря на то, что тема общественного контроля в образовательных организациях обсуждается уже не первый год, представления об этом достаточно размыты. Только один участник высказал предположение, что общественный контроль это когда «…народ контролирует еще…». В качестве технологий общественного контроля информанты данной группы описали три варианта – 1) анкета удовлетворенности качеством представленных услуг; 2) групповая экспертная оценка; 3) мониторинг общественного мнения в открытых информационно-коммуникационных ресурсах сети интернет.
Возможность реализации моделей общественно контроля в сфере охраны здоровья представляется информантам достаточно затруднительной, что, прежде всего, выражено в необходимости подбора квалифицированных независимых экспертов. При условии, что квалифицированные эксперты будут все же найдены, такая модель является достаточно привлекательной для участников интервью «По Свердловской области это могло бы стать звеном в системе здравоохранения между народом и медициной – отслеживать мнения на форумах, позиции людей и доносить это до органов здравоохранения». Существует и доля скепсиса, выраженная в опасениях, что при появлении организации общественного контроля, она будет работать больше в интересах «власти», а не «народа».
Говоря об источниках информации об охране здоровья, в первую очередь, информанты данной группы отмечают средства массовой информации, в том числе, интернет. Общий перечень информационных источников выглядит следующим образом – 1) интернет, в том числе, сайт государственных услуг; 2) печатные издания, в частности, Российская газета, Областная газета, Наша газета; 3) федеральные и областные телевизионные каналы; 4) информационные стенды в медицинских учреждениях; 5) личное общение со специалистом; 6) «Сарафанное радио».
Из всего перечня информационных источников информанты в личной практике предпочитают обращаться к трем – консультация у специалиста, советы знакомых и ресурсы сети интернет. При этом следует отметить высокий уровень недоверия информантов к системе здравоохранения – обращение к врачу откладывается до критического состояния, а предпочтение отдается неформальным каналам и справочной информации из сети интернет. Эта ситуация является скорее продолжением общего фона недоверия к институтам государственного управления, что в частности отражается и в недоверии к некоторым информационным каналам.
Учитывая общую настороженность и недоверие к властным структурам, только два информанта в группе имеют опыт обращения в государственные органы. Обращение по профессиональной проблеме так и не решено, по личной – решено успешно.
В группе отмечается положительное отношение к возможности создания единой информационно-справочной системы об охране здоровьяв Свердловской области: «если она будет, как в интернете – вопрос-ответ задаешь, а там оператор направляет к специалисту либо дает ссылку где посмотреть».
Идея общественной организации, осуществляющей общественный контроль, не вызывает интереса, что связано скорее с редкими обращениями к врачу, на фоне общенегативного отношения к системе здравоохранения и власти. Основная позиция в этом вопросе сформулирована информантами так: «Если эта организация доведет информацию до людей, будет уже известна, то возможно туда обратятся». Т.е. пока общественная организация не зарекомендует себя, обращение к ней будет минимальным.
2.2 Представления о здоровье и модель поведения. Представление о здоровье в данной группе выражено в многофакторной модели: «…физическое здоровье, психическое, психологическое, нравственное». Также комплексный подход отражен в формулировках информантов: «…это жизнь, образ жизни», «все в комплексе».
Формирование таких представлений о здоровье среди информантов проходили в разных жизненных траекториях: 1) представления о здоровье формируются в подростковом возрасте и оформляются к 17-18 годам, что связано с окончанием школы, первыми стратегическими планами и мыслями о будущем, прохождениями медицинских комиссий для поступления в вуз и т.д.; 2) осознание здоровья как комплекса факторов, отношение к сохранению здоровья формируются во взрослом возрасте после 20 лет.
Определяя набор необходимой информации для поддержания здоровья, информанты отмечают следующие содержательные блоки: здоровое питание, соблюдение режима, информация о вредных привычках, отдельно отмечается, что информация должна быть актуальна и отражать современные социально-экономические условия. Наиболее важным возрастом для трансляции такой информации информанты считают подростковый, и, с учетом особенностей возраста, информация должна транслироваться не из семьи, а через окружение или других значимых взрослых.
Из наиболее эффективных форм подачи такой информации участники интервью отмечают две: 1) информационные стенды и плакаты в учреждениях, которые человек разглядывает во время ожидания; 2) короткие информативные видео-ролики, описывающие заболевания или меры профилактики. Также в качестве формы информирования отмечаются фоновые информационные сообщения в связи с болезнями или смертями знаменитостей.
В группе обозначены несколько основных моделей поведения при заболевании. Первое различие в поведении наступает в получении информации: 1) при подозрении на заболевание – получение информации осуществляется через неформальные каналы, у друзей, знакомых, коллег; 2) при заболевании – получение информации непосредственно у врача в медицинском учреждении.
Отношение к лечению заболевания вполне логично связано с общим отношением к медицине и здравоохранению, поэтому присутствуют варианты поведения «поспи и все пройдет», «стараемся не болеть, держаться до последнего». Если это не помогает, то используется народная медицина и, в крайнем случае, визит к врачу. Принципиально отличается поведение, если речь идет о ребенке, в этом случае обращение к врачу – первое действие. Соответственно, для представителей данной группы информантов обращение к врачу достаточно редки: «совсем когда с постели встать не можешь, тогда уже обращаешься». Если качество медицинского обслуживания не удовлетворяет или вызывает подозрение компетентность специалистов, единственное действие, возникающее у информантов – сменить врача, пойти к другому. Поскольку посещения врача воспринимается информантами как крайний случай, то рекомендации врачей стараются соблюдать.
В большей степени, чем другие группы, работники образовательных учреждений, участвовавшие в интервью, ставили акцент на профилактику, отмечая вынужденный ее характер.
К существующей модели контроля в сфере охраны здоровья «руководитель организации – министерство», по мнению информантов, в идеале должно добавиться мнение пациентов и рядовых врачей, чтобы каждый мог осуществлять контроль в рамках своей позиции, занимаемой должности и профессиональных знаний.
2.3 Индикаторы оценивания качества медицинских услуг и охраны здоровья населением. Информированность о сахарном диабете среди данной группы информантов несколько ниже. Основным сценарием, как и в группе «диабетики», является личный контакт и опыт.
В качестве признаков сахарного диабета информанты выделяют: жажду, слабость, боль в ногах, резкое изменение веса. При этом в качестве диагностического инструмента практически все отметили «тест полоски» и обращение к эндокринологу. В числе основных методов лечения отмечаются: 1) диета; 2) снижение веса; 3) отказ от сладкого; 4) лекарства; 5) инсулиновые инъекции. Всю информацию о диабете информанты получили от самих больных диабетом, в том числе и информацию о том, что при заболевании эндокринолог дает информационные брошюры, а потом люди сами начинают интересоваться и собирать информацию про свое заболевание.
Сами информанты не сталкивались с необходимостью приобретать препараты для больных диабетом, поэтому предполагают, что с получением инсулина существует такие трудности как затраты времени, сил и средств на получение рецептов и приобретение препаратов. Качество работы врачей, диагностирующих диабет, информанты оценивают хорошо, основываясь на мнении знакомых и родственников, больных диабетом и собственном опыте прохождения диспансеризации.
Говоря о критериях качества медицинского обслуживания, информанты на первое место ставят психо-эмоциональную составляющую – у пациента должен появиться страх: «пока не напугаешь человека, то он шевелиться не будет.», «нужно пациенту расписать все негативные перспективы», «сначала напугать, рассказать о последствиях, потом убедить пациента менять образ жизни».
В целом среди группы информантов распространена позиция недоверия к системе здравоохранения, что подчеркивают и сами информанты. В качестве более содержательных критериев качества медицинского обслуживания, информанты отмечают 1) оперативность оказания помощи; 2) полнота оказания услуг в одном месте.
3. Отношение к необходимости и возможности участия в общественном контроле группы «Рабочие».
3.1 Представления об общественном контроле в сфере охраны здоровья. В данной группе информантов в качестве субъектов, осуществляющих контроль в сфере охраны здоровья, указываются следующие: 1) Министерство здравоохранения Свердловской области; 2) Губернатор Свердловской области; 3) Президент РФ; 4) органы прокуратуры. Однако такие представления дополняются достаточно размытым пониманием механизмов контроля.
В данной группе информантов также отмечается не только наличие контроля в сфере охраны здоровья за учреждениями системы, но и контроль со стороны медицинских учреждений за уровнем заболеваемости населения. Частота осуществляемого контроля, по мнению информантов, ведется ежегодно, ежеквартально, по аналогии с бухгалтерией предприятия.
Понимание термина «общественный контроль» вызывает у информантов ассоциации с такими организациями как Фонд «Город без наркотиков», проект «Стоп-Хам», народная дружина. Модель общественного контроля, с которой согласились все информанты в группе, была сформулирована следующим образом: «из народа выбираются представители и они проверяют, или определенным коллективом выбираются люди, один или два человека. Они занимаются определенными вопросами либо контроля за деньги, либо бесплатно на каких-то общественных началах». Возможность общественного контроля в сфере охраны здоровья кажется информантам маловероятной на общественных началах. Еще одно опасение связано с закрытостью профессионального медицинского сообщества – медицина не допускает контроля со стороны сторонних субъектов, не осведомленных в делах отрасли: «в общественную организацию должны набираться люди, не просто бабушки, которые хотят проверять, но не знают, как это делается. Медицина – это очень специфичная отрасль. Соответственно в эту организацию нужно набирать врачей с медицинским образованием, но ведь у нас медики – это каста, у них свои правила, и опять получится, что свои проверяют своих. Бессмысленно …».
Достаточно широкий спектр информационных каналов обозначен участниками интервью, однако акцент ставиться на интернет-источники. Общий перечень информационных каналов можно представить следующим образом: 1) печатные издания – газеты, рекламные брошюры, информационные брошюры, журналы в больницах и салонах красоты; 2) радио – Эхо Москвы, передача с участием представителя областной больницы; 3) телевидение – специализированные кабельные каналы, передачи про здоровье на федеральных и областных каналах; 4) интернет – форумы портала Е1, сайт «Медгородок», общие поисковые запросы; 5) личные консультации. Основные каналы, из которых получают сведения о сфере охраны здоровья информанты данной группы, это интернет и личные контакты. Приоритетность источников выстроена следующим образом: «друг – специалист – медик, потом интернет, потом радио и телевидение».
Только один информант имеет опыт обращения в органы власти на уровне личной консультации – проблему решить помогли.
В целом наличие опыта работы с информационными и поисковыми системами в сети интернет делает привлекательной для информантов идею создания информационно-справочной системы в сфере охраны здоровья. В качестве примера приводятся сайты торговых компаний: «как на сайтах торговых фирм есть информация о сайте, о компании, прайс-листы, каталоги и есть окошко с консультантом, выпрыгивает - «чем вам помочь?», «…в идеале так: есть справочник, каталоги, картинки, характеристики, куда звонить, куда бежать и консультант «задайте вопрос, мы вам ответим мы онлайн» И чтобы название сайта было не «медстраптранспром»… а простое и доступное».
Информанты считают, что независимая общественная организация, осуществляющая контроль в сфере охраны здоровья, – это удобный инструмент, снимающий конфликт интересов, когда система контролирует сама себя. По аналогии приводятся примеры деятельности общества по защите прав потребителей и фирмы, оказывающей консультации по юридическим вопросам, возникающим в сфере здравоохранения.
3.2 Представления о здоровье и модель поведения. Представления о здоровье в данной группе достаточно абстрактны, из всех возможных индикаторов здоровья отмечаются «отсутствие болезней, нормальное функционирование организма, здоровый образ жизни». Представления о здоровье складывались у информантов различными путями при различных обстоятельствах. Так, для нескольких информантов осознание представлений о здоровье произошло после 30-и, когда впервые начались сбои в работе организма. Вторая модель формирования представления связана с получением самостоятельности от родителей, поступлением в вуз, службой в армии. Отмечается и воздействие внешнего катализатора, столкновение с чем-то, что заставляет изменить представления независимо от возраста.
В качестве базовой, необходимой для каждого человека информации о здоровье информанты отмечают необходимость анатомических знаний и умение пользоваться поисковыми запросами в сети интернет. В качестве одной из форм отмечаются краткие информационные брошюры, книги: «В 78 году выпустили книжку в советском союзе, 30 страничную там кратко, лаконично описаны все необходимые знания, которые человек может увидеть, понять, применить. Например, что делать, если ногу сломал, 3-4 строчки».
Личная модель поведения у информантов выглядит следующим образом: 1) самодиагностика, в т.ч. с применением сети интернет; 2) если симптомы болезни понятны – принимаются привычные меры; 3) если болезнь нетипичная – консультация у знакомого медицинского работника; 4) если знакомого медицинского работника нет – обращение к врачу. Исключение составляет заболевание ребенка, в данном случае информанты, в первую очередь, обращаются к врачу, в медицинское учреждение. При этом ограничение реакции на болезнь самодиагностикой с помощью информации из сети интернет считается информантами неправильным. Обращение к врачу для себя лично каждый информант считает крайней мерой, допустимой только в серьезных случаях, ограничивающих трудоспособность или угрожающих жизни.
При столкновении с низким качеством медицинского обслуживания в медицинском учреждении типичной реакцией будет терпение и поиск альтернативного решения. Один информант отметил несколько факторов, повлиявших на такое отношение к системе здравоохранения, в частности: 1) очереди в регистратуру; 2) отсутствие необходимых специалистов в полном объеме; 3) квалификация врачей; 4) отсутствие необходимых препаратов; 5) режим работы медицинских учреждений.
Основные рекомендации врачей информанты стараются соблюдать, но при этом отмечают сроки рекомендаций – краткосрочные выполняются, а для соблюдения долгосрочных необходимо менять образ жизни, к чему информанты оказываются не готовы. Такое же отношение и к профилактике заболеваний, только один информант в группе занимается профилактикой и старается вести здоровый образ жизни.
В идеальном виде модель контроля качества в сфере охраны здоровья информанты видят как в сфере торговли или услуг, через организации, анкеты контроля качества, и экспертные оценки: 1) модель внешней экспертной контролирующей организации; 2) онлайн анкеты удовлетворенности качеством услуг; 3) модель внутренней проверки «имитация запроса» или «тайный покупатель».
3.3 Индикаторы оценивания качества медицинских услуг и охраны здоровья населением. Информированность о сахарном диабете в данной группе сформировалась двумя путями, через личные контакты с больными или их родственниками и по каналам массового информирования. Среди информантов, имевших опыт личного общения с больными. В качестве основных симптомов диабета информанты отмечают усталость, сонливость, резкое изменение веса. Для диагностики сахарного диабета информанты считают необходимым сдачу анализа крови на сахар, а в качестве мер профилактики и лечения – необходимость есть меньше сахара, умеренное питание, а в случае заболевания – инсулиновые инъекции.
Относительно трудностей получения необходимых препаратов информанты выделяют два аспекта – доступность платных и бесплатных лекарств. В частности отмечается, что приобрести инсулин и шприцы можно в любой аптеке, а трудности возникают с получением бесплатного инсулина.
В отношении качества диагностики и лечения мнения информантов сходятся в том, что ключевая проблема – это своевременная диагностика, поскольку в рамках общих осмотров диабет сложно диагностировать: «Чаще всего осмотр проходит так – тебя спрашивают, что-нибудь болит, не болит… все, иди, свободен», «На ранней стадии диагностировать сложно, да еще и мы все наплевательски относимся к своему здоровью, даже если плохо себя почувствовали, мы ведь не пойдем этим делом заниматься пока «отключка» уже не пошла. Диагностика – неудовлетворительна, да и с нашим человеком это сделать тяжело. Если еще нам кричат по поводу спида - презервативы, контакты, то о диабете нет информации».
В качестве способа решения данной проблемы возможно создание роликов социальной рекламы про экспресс диагностику диабета с помощью тестеров в аптеках.
Информанты считают, что при диагностике и лечении сахарного диабета врач должен направить человека на необходимые анализы для подтверждения диагноза, и в случае обнаружения дать полную информационную картину. При этом обозначается трудность в диагностике и первичной работе по информированию, поскольку профильный врач – это эндокринолог, а прием ведет терапевт, у которого существует серьезное ограничение во времени на проведение консультации.
В качестве основных критериев качества медицинского обслуживания информанты в данной группе выделяют: 1) чистота и качество оборудования, инструментов; 2) полнота предоставления информации о заболевании; 3) оперативность, скорость предоставления лекарств, медицинской помощи.
4. Отношение к необходимости и возможности участия в общественном контроле группы «Спортсмены».
4.1 Представления об общественном контроле в сфере охраны здоровья. Информанты данной группы выделяют два уровня контроля в сфере охраны здоровья: внутри системы охраны здоровья (контроль за деятельностью медицинских учреждений) и контроль со стороны системы здравоохранения за здоровьем населения.
В вопросах мониторинга состояния здоровья населения информанты данной группы подчеркивают высокий формализм в подходе, поскольку не ощущают последствий прохождения диспансеризации и профессионального осмотра.
В самой системе здравоохранения информанты отмечают наличие достаточно большого числа контролирующих инстанций, в частности 1) Министерство здравоохранения; 2) Роспотребнадзор; 3) страховые компании; 4) санитарно-эпидемиологическая служба.
Представления об общественном контроле в данной группе информантов достаточно обширны, приводятся примеры деятельности различных общественных организаций. Примечательным является ответ одного из информантов: «Очень много законодательных актов, где прописано про общественный контроль, но он только на бумаге, в реальности его не существует и по факту он заменен государственным контролем». В качестве положительного опыта внедрения системы общественного контроля в группе озвучен опыт японских предприятий, где в рамках предприятия создаются независимые организации «кружки качества».
Возможность внедрения системы общественного контроля в сфере охраны здоровья информанты считают маловероятным из-за особенностей российского менталитета, жизненной позиции: «мы на своем уровне ничего не можем изменить, нашего желания недостаточно» и из-за особенностей самой системы здравоохранения: «система здравоохранения очень закрытая, ... не знаю, кто туда обычных людей подпустит».
Группой назван ряд информационных источников, в которых можно получить сведения о сфере охраны здоровья, однако используют для себя не все. В частности, к основным источникам информации относят: 1) СМИ, телевидение и радио; 2) интернет (сайт министерства здравоохранения); 3) информационные буклеты, листовки; 4) справочная система «Консультант плюс»; 5) информационные стенды, плакаты; 6) семинары и конференции.
Два самых массовых источника, по мнению информантов, это интернет-сайты и информационные брошюры, листовки. При этом полного доверия эта информация не вызывает.
Опыт обращения в официальные государственные органы с запросом или жалобой в группе неоднозначен. Следствием одного личного обращения стало увольнение лечащего врача, для решения другой личной проблемы пришлось оформлять жалобу в адрес министра, после чего проблема стала решаться.
Поскольку информанты привыкли обращаться к электронным сервисам и справочным системам, то и возможность появления информационно-справочной системы об охране здоровья воспринимается положительно. При этом отмечается в качестве оптимальной формы модель «личного кабинета», т.е. персональной страницы в данном сервисе.
Возможное появление общественной организации, осуществляющей контроль в сфере охраны здоровья, воспринимается положительно, однако сформулировано опасение, что такая организация столкнется со слишком большим числом обращений и утратит свою репутацию.
4.2 Представления о здоровье и модель поведения. Основное представление о здоровье в данной группе сводится к тезису – здоровье это отсутствие болезней. Такое отношение к здоровью сложилось у информантов после 40 лет, что связано с первыми проблемами со здоровьем, появлением серьезных заболеваний, утратой прежней физической формы.
В качестве необходимой для сохранения здоровья информации участники интервью указывают общие сведения о здоровом образе жизни и навыки самодиагностики.
Наиболее приемлемые формы получения информации – это неформальные каналы и, прежде всего, личное общение. Отмечается также формат образовательных семинаров и школ. Следующий блок информационных каналов – это интернет и СМИ, при этом интернет ставится на первое место, а из средств массовой информации большее доверие вызывают радиопередачи.
На вопрос о модели поведения при заболевании информанты отметили несколько возможных стратегий: 1) не обращать внимание на заболевание, переносить на ногах, обращаться к врачу только в крайнем случае; 2) определить симптомы, изучить справочную информацию, в т.ч. в интернет, принять лекарство, в случае ухудшения обратиться к врачу; 3) сразу же обратиться к врачу за консультацией и профессиональной помощью. Общий настрой группы по отношению к посещению врача негативный, на основании опыта ожидания в очередях, грубого и некорректного отношения медицинского персонала.
Если посещение врача не дает удовлетворительного результата информанты скорее постараются найти другого специалиста или перевестись в другое учреждение, но не решать проблему, возникшую на месте. При возникновении подозрений в компетентности медицинского персонала информанты склонны проверять подозрения, обращаясь в интернет или консультируясь у другого специалиста. При этом рекомендации врача не всегда соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме.
Поскольку группа информантов состоит из бывших и действующих спортсменов, то акцент в группе ставиться больше на профилактику и здоровый образ жизни, чем на лечение. В частности практически всеми участниками отмечена необходимость применения мер профилактики, соблюдения режима питания, занятия физическими нагрузками.
Говоря об идеальной модели контроля в сфере охраны здоровья, информанты отмечают, что каждый человек должен иметь возможность оценки, основанной на собственном опыте.
Одним из информантов отмечается модель профессионального стандарта и внедрение технологических карт в системе здравоохранения как инструмент для общественного контроля.
4.3 Индикаторы оценивания качества медицинских услуг и охраны здоровья населением.
Информированность участников группы о сахарном диабете как предмете обсуждения сформировалась несколькими каналами: 1) личное общение с больными сахарным диабетом, либо их родственниками; 2) личный интерес, вызванный наблюдением; 3) из средств массовой информации.
Симптоматику сахарного диабета обозначили люди, лично знакомые с больными: слабость, жажда, головокружения. Также высказано предположение о том, что один из признаков – это запах алкоголя, спирта. О способах диагностики сахарного диабета проинформированы все участники и, в первую очередь, отмечают наличие легкодоступных глюкометров или сдачу крови на анализ в медицинском учреждении.
Поскольку диабет является непростым заболеванием, то лечение, по мнению информантов, связано со строгим соблюдением режима питания, обязательными физическими нагрузками и применением лекарственных препаратов. В группе отмечается, что диабет есть двух типов и для больных первым типом необходим инсулин, при этом проблем с инсулином нет, т.к. его легло можно купить, а получать инсулин бесплатно рассматривается как теоретическая возможность. Система диагностирования и лечения диабета, по мнению участников группы, работает хорошо. Основная проблема не в том, чтобы получить качественную диагностику, а в том, чтобы попасть к врачу из-за организации в системе здравоохранения.
При диагностировании сахарного диабета первым делом, по мнению информантов, пациент должен быть направлен на школу диабетиков и получить полную информацию о своем заболевании, включая рекомендации по режиму питания и физическим нагрузкам. В качестве основных критериев медицинского обслуживания для больных сахарным диабетом информанты отмечают 1) оперативность помощи; 2) доступность специалистов. Отдельным пунктом отмечается порядок и возможность получения инвалидности.
На основании анализа результатов проведенных групповых интервью можно сделать ряд выводов о формах, содержании и предмете потенциального информационного запроса в адрес органов власти (организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия) со стороны отдельных групп населения по вопросам охраны здоровья, о системе представлений и моделях поведения жителей региона в этой сфере. Первое, наиболее значимое для нас, это особенности менталитета и отношение к здоровью.
В большинстве случаев человек не задумывается о своем здоровье и относится с пренебрежением. В процессе жизни человека эти представления меняются, и мы можем выделить несколько ключевых точек, связанных с формированием таких представлений: 1) возраст 17-18 лет – увеличение степени свободы и самостоятельности, смена социальных ролей и статусов, переход на самообеспечение формируют общую картину представлений; 2) возраст 25-30 лет – период первичного деторождения, обучение закончено и начинается трудовая деятельность, что ставит вопрос о необходимости понимания состояния собственного организма; 3) возраст 40-45 лет – заметное изменение состояния организма, что влияет на переоценку представлений о здоровье.
Вместе с тем сохраняется достаточно традиционалистское отношение к государственным органам, государству в целом и системе здравоохранения в частности. Именно поэтому для информантов основным органом контроля выступает министерство, а возможность повлиять на что-то кажется невозможной. Т.е. существует позиция ожидания государственного решения, необходим «батюшка царь», который все исправит. Сама система здравоохранения представляется «черным ящиком», в котором что-то происходит, но непонятно что. Следует отметить, что среди всех информантов, во всех группах были люди, официально обращавшиеся в органы власти с запросами, при этом все получившие положительное решение своего вопроса.
Откуда, из каких информационных источников формируются такие представления? В первую очередь, многие аспекты заданы существующими стереотипами, транслируемыми через неформальные каналы, ведь именно неформальным каналам отведена более доверительная роль.
Остановимся более подробно на информационных каналах, через которые люди получают информацию о сфере охраны здоровья. Для типологизации и визуализации информационных каналов можно взять два основных критерия: 1) степень формальности; 2) уровень специализации в предметной области.
Для большинства информантов во всех группах существует ориентация на группу специализированных неформальных источников, менее всего доверие вызывают общие формальные источники. В связи с этим возникает ситуация, при которой информационно-справочная система, содержащая сведения о сфере охраны здоровья, в режиме он-лайн будет воспринята с большим уровнем доверия, чем официальная общественная организация, осуществляющая независимый контроль в сфере охраны здоровья.
Еще одним культурным феноменом, негативно влияющим на взаимодействие населения с системой здравоохранения, является правовой нигилизм, т.е. обычный человек просто не знает, какие права он имеет при получении медицинской помощи и что нужно делать, если помощь не оказана или оказана неквалифицированно.
Совокупность этих факторов формирует типичную модель поведения человека в случае заболевания, когда обращение к врачу часто является крайней мерой. На рисунке 7 специально не указано состояние «здоровья», т.к. модели поведения людей с разным состоянием здоровья несколько различны (люди с астмой или диабетом чаще склонны обращаться к врачу при ухудшении состояния, т.к. привычным состоянием является болезнь), но есть единая для всех точка отсчета – это привычное состояние организма. Поведение людей с хроническими заболеваниями точно так же укладывается в данную схему, просто хроническое заболевание становится «привычной болезнью» с уже известными способами лечения.
Исходя из типовой модели поведения при заболевании, обращение в учреждение здравоохранения осуществляется при уже достаточно плохом самочувствие и запущенном состоянии, вследствие этого основным критерием оценки качества обслуживания в глазах информантов становится оперативность получения помощи. Данная характеристика складывается из ряда параметров: 1) наличие всех необходимых специалистов; 2) длина очереди записи на прием; 3) время ожидания на получение талона в регистратуре; 4) время ожидания перед приемом. Кроме этого существуют еще несколько значимых индикаторов оценки качества: 1) чистота, в том числе внешний вид персонала, помещений, оборудования; 2) отношение и вежливость медицинского персонала; 3) качество и удобство диагностики, в том числе, возможность сдать все необходимые анализы в одном месте; 4) полнота информации, предоставляемой пациенту по его заболеванию. Очевидно, что указанные показатели могут быть использованы для создания системы мониторинга качества медицинской помощи в медицинских учреждениях.
Для более качественного контроля в сфере охраны здоровья необходимо внедрение технологических, процессуальных карт, регламентирующих порядок, алгоритм действий врача и пациента при диагностике определенных типов заболеваний. В этом случае любой человек сможет сказать, были ли соблюдены необходимые процедуры и использованы диагностические методы в его случае, обратившись к открытой информации из профессионального стандарта, процессуальной карты.
В целом, следует отметить, что в качестве идеальной модели представителям различных групп общественности интересна и понятна идея общественного контроля в сфере охраны здоровья (рис.8). Данная модель наиболее оптимальна при наличии он-лайн сервиса в автоматическом режиме, принимающего жалобы от населения, и осуществляющая сервисы мониторинга удовлетворения качеством оказанных медицинских услуг. Если такой сервис будет существовать, то население готово использовать его, участвуя в опросах, выставляя оценки и комментарии.
Оценивая возможность создания общественной организации, участники исследования отмечают две проблемы – необходимость источников финансирования деятельности и сложность преодоления закрытости профессионального медицинского и управленческого сообщества. Данная организация в идеале должна существовать в рамках волонтерской помощи, но реальность такова, что фактически без финансирования организация существовать не сможет. Бесплатно сейчас никто не готов взять на себя такой объем ответственности и работы по организации, хотя такая организация нужна как буфер между населением и системой здравоохранения, выполняющий функции ретранслятора важной информации от системы здравоохранения и обобщением проблем, возникающих у населения.
Очевидно, что в существующей сегодня системе здравоохранения множество проблем, а учитывая особенности менталитета и требования к индикаторам качества, одной из наименее решаемых является проблема информационных потоков. В данном случае именно информационная составляющая может стать основой деятельности общественной организации осуществляющей контроль в сфере охраны здоровья, что, отчасти, позволит снизить нагрузку на медицинские учреждения и увеличить уровень доверия у широких групп общественности.
Для реализации такой модели возможно несколько решений:
1.Создание единой информационно справочной системы в режиме он-лайн, включающей базу данных, сайт для публичного доступа и возможно call-центр. Существующий пример - сайт медгородок http://www.medgorodok.ru/. Для более эффективной работы данный ресурс должен быть обеспечен функционалом личного кабинета с возможностью направления официального запроса или жалобы.
2.Создание модели обработки и систематизации запросов населения с последующим направлением комплексных предложений в органы власти.
3.Информирование населения об актуальных нововведениях в сфере охраны здоровья, донесение нормативных актов и статистической информации в доступном для понимания виде, описание алгоритмов поведения в различных ситуациях, связанных с системой здравоохранения.
4.Организация семинаров, конференций, обучения в формате «ликвидация безграмотности» для широких слоев населения с привлечением действующих специалистов из системы здравоохранения.
5.Организация мониторинга качества медицинского обслуживания через он-лайн анкетирование, и экспертное оценивание учреждений здравоохранения.
6.Создание и тиражирование цикла вебинаров и социальной рекламы по вопросам охраны здоровья, объясняющих признаки заболевания, способы диагностики и возможные последствия и осложнения.